В сказках дети находят себя, видят, что их герои борются с теми же проблемами. Маленькие читатели, отождествляя себя с персонажами, находят веру в себя. Эти сказки также предоставляют решения о том, как справляться с трудными ситуациями. Поэтому, далее разберем, что же такое сказкотерапия (лечения сказками) и как ее можно научиться применять.
Содержание
Какие виды арт-терапии существуют
Арт-терапия проводится для коррекции психоэмоциональных нарушений у детей.
Применяются различные ее виды:
- Песочная терапия
- Куклотерапия
- Сказкотерапия
- И другие
Вид терапии подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка. Иногда используют совмещенные варианты и другие коррекционные методики: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкальная терапия, художественная терапия, лечебная физкультура и другие.
В данной статье, мы больше разберем именно сказкотерапию.
Виды сказкотерапии
Лечение сказками можно разделить на следующие терапии:
- Работа с существующей сказкой. Обсуждение героев народной либо авторской сказки, их взаимоотношений, событий сказки.
- Написание своей сказки. Ребенок придумывает сюжет, а специалист следит за ходом мыслей, подсказывает, какое решение должны принять герои и почему.
- Постановка сцены из сказки. Ребенок становится героем сказки, пробует испытывать эмоции и переживания персонажа, чтобы понять его действия.
- Арт-терапия по сюжету сказки. Ребенок рисует, лепит, изготавливает куклы, символизирующие героев, наделяет их определенными чертами.
Как же действует сказкотерапия
Чтение сказок — чрезвычайно важный метод терапевтического взаимодействия на ранних стадиях развития ребенка. Сказка дает новые слова, учит правильной формулировке мыслей в словах и объединяет их в предложения. Обучает ребенка слушать и понимать, приносит новую информацию о окружающем их мире, развивает воображение и улучшает концентрацию. Прослушивание сказок формирует способность ребенка обобщать и сравнивать. Это позволяет ему приобретать абстрактные понятия, которые ему было бы трудно понять без надлежащего контекста (например, любовь, дружба, сострадание). Это дает возможность познакомиться с новыми впечатлениями, отличными от тех, которые ему даны каждый день. Рассказы о персонажах, с которыми они встречаются, формируют систему ценностей и моральных и социальных установок ребенка.
В дополнение к перечисленным, есть ряд других преимуществ чтения, среди которых нельзя пропустить простейшее — чтение — отличный способ провести время с малышами.
Когда нужно “прибегнуть” к лечению сказками
Вышеупомянутые преимущества чтения сказок, вероятно, известны всем в большей или меньшей степени. Однако не все понимают, что этот простой и очень приятный способ провести время также может быть своего рода терапией. Самая простая — сказочная терапия, оказалась хорошим способом помочь вашему ребенку (особенно в возрасте 4-9 лет) адаптироваться к трудным жизненным ситуациям.
Каковы ситуации? Это все «переход» в жизни малыша, к примеру: появление нового младшего в семье, развод родителей, смерть бабушки, и т.д . Часто мы понимаем , что в данном случае лучше для ребенка забыть о событии.
Не только важные события могут существенно повлиять на психику ребенка. Как взрослые, мы не всегда понимаем, что повседневные, по-видимому банальные ситуации, на которые мы иногда почти не обращаем внимания или не уделяем им, могут быть отличным опытом для ребенка. Иногда малыш данного события просто не понимает должным образом, и мы, из-за его банальности, мы не посвящаем ему время или интерес. В результате события остаются в памяти ребенка долгое время, связанные с чувством, которое они вызывают, например, беспокойство, стыд или чувство вины. Такой опыт может повлиять на более поздние пути ребенка реагировать не только на одни и те же, но даже на подобные ситуации.
Почему важно родителям узнать причину агрессивности детей
Детские страхи различного происхождения и интенсивности являются неотъемлемым элементом детства и развития в дошкольном возрасте. Агрессия среди детей не является полезным феноменом и может быть причиной образовательных трудностей, как в дошкольной, так и в домашней среде. Такие аспекты, как, например, неспособность удовлетворить потребности детей, негативные эмоции и разочарование, испытываемые детьми, могут проявляться в форме агрессивного поведения.
Можно выделить несколько типов агрессии:
— физическое — оно проявляется в причинении боли другим людям посредством прямых действий, таких как избиение, кусание и т. д.
— словесный — проявляется в таких поведении, как насмешка, вызов или жалоба,
— подражательный — является следствием наблюдения агрессивного отношения к людям из ближайшего окружения,
— фрустрация — вызвана неспособностью справиться с каким-либо физическим или психическим препятствием, которое является препятствием для удовлетворения данной потребности,
— самоагрессия — агрессивное поведение, направленное на человека, проявление может быть, например, удариться головой о стену, царапая себя.
Агрессивное поведение дошкольников должно быть импульсом для родителей и учителей, что с ребенком происходит что-то неблагоприятное. Это сигнал, чтобы обратить на них больше внимания и попытаться помочь решить проблему, с которой он сталкивается.
В отношении проявлений агрессии или детских страхов вы можете использовать детскую литературу, которая является неотъемлемым элементом детства. Сказки, прочитанные родителями, рассказанные бабушками, полные невероятных приключений и сказочных персонажей, могут стать оружием в борьбе с трудностями детства.
Как действовать
Реагируя на все эмоциональные состояния ребенка, чтение того, что происходит в его или ее не полностью сформированном уме, не является простым. Многие родители, однако, очень стараются читать и реагировать на любые изменения в поведении ребенка. Как оказалось, говорить о опытах не всегда помогает. Объясняя ребенку, что происходит, и почему это должно было произойти «простыми словами», не всегда легко.
Вот где сказка приходит на помощь. Обстоятельства, в которых рассказ, представленный в сказке, подобен тому, в котором сам ребенок, действие происходит в мире, полностью изобретенном. Ее герои — игрушки, инопланетяне, животные. Иногда дети также ходят в сказочный мир. Цель представления такого рода истории ребенку — предложить ему то, что ему нужно в данный момент: поддержка, понимание, принятие, представление новых стратегий мышления и способов действий в сложной ситуации. Терапевтические басни содержат специальные элементы, которые компенсируют конкретные «нарушенные» потребности ребенка (иногда просто компенсируя чувство такого нарушения), такие как безопасность, любовь, принятие.
Как работают терапевтические сказки
Задача сказок — познакомить ребенка с ситуацией с угрозой, представив его ему простым, живописным, понятным способом. Терапевтическая сказка учит, как рационализировать проблему, объясняет причинно-следственные связи между событиями, знакомится с лексикой, позволяющей выражать эмоции. Он показывает модели эффективного действия в подобных ситуациях, позитивное мышление и ориентированное на действия отношение. Это также побуждает вас говорить о ваших проблемах и эмоциях. Благодаря терапевтической сказке ребенок получает ощущение, что он не одинок и у других есть подобные проблемы и чувства.
Какие сказки
Терапию можно разделить на три основных типа:
- психообразовательная;
- психотерапия;
- релаксации.
Психообразовательные и психотерапевтические сказки показывают ребенку метафору ситуации, в которой он находится, поэтому герой сказки похож на «второе я» ребенка, но важно, чтобы у него не было особенностей, которые четко идентифицировали его с ребенком. Что важно, другие персонажи помогают ему в решении проблем. Герои не скрывают своих чувств, не говорят о своих страхах, но важно также иметь юмористические элементы в содержании сказки.
Такая сказка не должна содержать буквальной морали, она должна быть слишком поучительной для ребенка, потому что ее целью является только представить ситуацию и возможные решения. Есть некоторые различия в цели обоих типов сказок. Психообразовательные сказки направлены на изменение поведения ребенка, они должны давать модели определенного поведения. Психотерапевтические сказки имеют более обширный сюжет, и их основная цель — уравнять неудовлетворенные потребности у детей, а иногда и повышать самооценку.
Важно то, что оба типа сказок могут также использоваться в качестве превентивной меры, поэтому в ситуации, когда мы знаем, что скоро произойдет сложное событие. Расслабляющие сказки предназначены для расслабления и уменьшения умственного и мышечного напряжения, например, после эмоционально утомительного дня, тяжелого, напряженного события.
Где взять сказку
Сказки могут быть изобретены самими родителями, которые лучше знают, с какими эмоциональными проблемами сталкивается их ребенок. Но прежде чем мы начнем создавать такой рода истории должны поддерживать проверенные примеры, многие из которых можно найти в книжных магазинах или даже веб-странице, посвященной сказочным терапии. Конечно, сказочная терапия заключается не в том, чтобы однажды представить конкретную историю ребенку — это процесс, который должен занять определенное время. Вам не нужно говорить о сказках, которые вы читаете с ребенком, вы можете оставить его думать об этом, если вам не нужен такой разговор.
Рекомендуемые книги для терапии
«Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками» Коновалова Н.В.
«Тренинг по сказкотерапии.» Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой
«Практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д
«Игры в сказкотерапии» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко
«Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации» Короткова Л.Д.
«Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку» Вачков И.В.
«Сказки и Сказкотерапия» Соколов Д.
«Библиотерапия и сказкотерапия» Ольга Каяшев