Лечения собаками (или канистерапия) является одной из вспомогательных форм в процессе реабилитации детей и взрослых. Основана на терапевтическом эффекте прямого контакта между людьми с ограниченными возможностями и собакой. Это позволяет восстановить ранее потерянные или воспитывать новые функции и поведение в физической, образовательной, психологической и социальной сферах. Следует отметить, что это дополнительный элемент, который поддерживает реабилитацию и не может использоваться как единственная форма терапии.
Содержание
Что такое собакотерапия
Лечения собаками (канистерапия) — это метод, который все чаще используется в странах СНГ. Это связано с тем, что присутствие собаки во время курса — идеальная мотивация для усилий и спонтанности. Собака знакомит с радостью и чувством безопасности. Развивается данная терапия в основном благодаря деятельности различных ассоциаций и организаций, которые поставили перед собой цель проведения занятий и продвижения метода. Следует отметить, что этот метод никоим образом не регулируется, что означает, что нет четких правил, регулирующих компетенции человека, проводящего занятия с собакой, обучения самой собаки, а также нет сформулированного общепринятого определения канистерапии. Тем не менее каждая организация имеет внутренние правила, определяющие стандарты. Стоит упомянуть классификацию классов с собакой, представленную Австралийской организацией Delta Society, которая выделяет два типа встреч:
AAA (Animal Assisted Activity) — такие встречи могут проводиться людьми, не имеющими медицинского образования. Обычно они проводятся в более крупных группах, например, в домах социальной помощи, лечебных центрах, хосписах. Стоит отметить, что эти классы не проводятся в соответствии с подготовленным сценарием и не хранят медицинские записи. Продолжительность зависит от потребностей пациентов. Основная цель посещений — разрешить контакт с собакой. В таких встречах указывается частая смена людей и собак.
AAT (Animal Assisted Therapy) — занятия проводят квалифицированные терапевты (врач, психолог или физиотерапевт). Занятия сосредоточены на терапии данного пациента. Редко размер групп превышает несколько человек. Терапия проводится в соответствии с подготовленным сценарием, направленным на достижение конкретных заранее установленных терапевтических целей. Это типичная собакотерапия, ведущая к улучшению функционирования человека во всех сферах жизни. Иногда AAAT (Animal Assisted Education AAE) выделяется как часть AAT, который фокусируется исключительно на улучшении навыков образовательной сферы.
Цели лечения собаками
Цели собакотерапии определяются индивидуально в зависимости от дисфункции пациента. Тем не менее среди них перечислены:
- Физическая сфера:
- Улучшение функции малых и крупных моторных навыков;
- Улучшить чувство равновесия;
- Улучшение координации визуально-двигательных операций;
- Увеличение свободы передвижения в инвалидном кресле;
- Образовательная сфера:
- Увеличение ресурсов словаря;
- Знакомство и консолидация концепций форм, цветов, размеров и т. д.;
- Улучшение долговременной и краткосрочной памяти;
- Психическая сфера:
- Повышение самооценки;
- Развитие способности сосредоточиться на одной или многих вещах;
- Улучшение вербальной коммуникации;
- Снижение чувства тревоги и одиночества;
- Социальная сфера
- Содействие установлению межличностных контактов, а также отношений между человеком и животным;
- Увеличение активности в группе;
- Повышение готовности к действию.
Главная задача лучших друзей человека — поддерживать общее развитие ребенка, которое в то же время учится правильно относиться к животному, заботиться о нем и его потребностях.
Участники занятий
Участниками занятий могут быть как дети, так и взрослые. Из-за хорошего влияния животных на поведение и реакцию пациента, можно направить веселье таким образом, что он выполняет упражнения, к которым он ранее неохотно делал. Много раз положительное изменение подхода пациента к работе во время терапии отмечалось в то время, когда задачи выполнялись совместно с собакой или в его присутствии. Терапия собаки приносит очень хорошие терапевтические эффекты при работе как со здоровыми людьми, так и с разной степенью инвалидности. Поэтому люди могут участвовать в занятиях, например:
- С церебральным параличом;
- С синдромом Дауна;
- С атрофией мышц;
- С двигательными расстройствами развития;
- С дефицитом внимания;
- С аутизмом;
- Умственно отсталые;
- Эмоционально неустойчивый и т. д.
Однако есть также противопоказания к участию в собачьей терапии. Главным противопоказанием является аллергия на шерсть собаки. Лечения собаками также прекращается, когда пациент становится слишком привязанным к собаке, и после окончания занятий трудно заканчивать дружбу с животным. Также необходимо отказаться от терапии собакой в тот момент, когда она становится объектом конкуренции между участниками занятий. Если такие действия не будут предприняты, терапевтические цели могут быть отменены, и в некоторых случаях дисфункции могут углубляться, особенно в психологической сфере.
Терапевт обязан обратить внимание не только на поведение пациентов, но и на собаку. Если он замечает в нем тревожное поведение (например, уход, избегая контакта с пациентом), рекомендуется перевести собаку другую. Иногда пациенты проявляют страх перед животным. Это также является противопоказанием для терапии собак, хотя в некоторых случаях эту форму терапии можно использовать, чтобы избавиться от фобии пациента. Терапия начинается с ознакомления человека с присутствием собаки и убеждения ее в том, что это конкретное животное безопасно и дружелюбно. Иногда страх преодолевается во время первого класса. что это конкретное животное безопасно и дружелюбно.
Собака как помощник терапевта
Собака помогает врачу во время занятий. Это становится стимулом для пациента делать упражнения. Правильно обученный терапевт умело ставит задачи в игру с животным. Благодаря этому пациенты более склонны выполнять задание, уделяя им все свое внимание. Собака может выполнять упражнение вместе с пациентом или быть вознаграждением за его работу. Я говорю о том, чтобы погладить собаку или кормить ее после правильного выполнения данной деятельности. Собака, которая участвует в собачьей терапии, должна быть должным образом подготовлена.
Порода также важна. Предпочтительными являются чистые породы собак с родословной. Благодаря этому можно проследить его генеалогическое древо и предсказать его поведение, основанное на общих характеристиках породы. Что собака выполняет свою роль во время занятий, никоим образом не может показать агрессию, господство, беспокойство или гиперактивность. Однако такие функции, как: абсолютное повиновение опекуну, покорность, равновесие и легкость обучения незаменимы. Примерно через 7-8 недель жизни выбранный щенок подвергается предрасположенным испытаниям, проводимым тренером или бихевиористом. После приведения щенка домой необходимо наладить прочные отношения с владельцем-терапевтом. От маленькой собаки привыкли контактировать с множеством разных стимулов и целенаправленной забавы.
Также необходимо обучить собаку отдыху (которая используется, например, во время занятий), и возможность сосредоточиться на руководстве. После тренировки, чтобы получить возможность работать с собакой во время занятий, он должен пройти специальный тест. Собака также должна находиться под контролем ветеринара в любое время. В собакотерапии может работать только собака, которая является здоровой, эффективной, чистой и ухоженной.
Наиболее часто выбранными терапевтами для обучения собак являются, например:
- Лабрадор-ретривер
- Золотой ретривер
- Бернский зенненхунд
- Сибирский хаски
- Аляскинский маламут
- Кавалер Кинг Чарльз Спаниель
Терапевт
Терапевт, проводящий занятия, должен обладать соответствующими чертами характера. К ним относятся, например, эмпатия и открытость для других людей, объективность, энтузиазм, а также теплота и терпение. Хороший терапевт также характеризуется сильной личностью, необходимой для работы с собакой. Межличностные навыки имеют большое значение, то есть открытость, принятие, доверие и способность общаться с другим человеком. Хороший терапевт может справиться с потехой таким образом, что предполагаемый сценарий будет реализован точно. Благодаря этому достигаются конкретные физические, психологические и социальные последствия.
Как проходят занятия
Занятия по лечению собаками, можно проводить в любом месте, потому что благодаря различным типам инструментов можно настроить упражнения и задачи для пациента и собаки. Например, выделяются красочные шары, чаши, ложки, платформы, скакалки, кабели, фольги и всевозможные другие вещи, которые возбуждают воображение и облегчают необходимые упражнения. В случае задач единственным ограничением является воображение. Упражнения могут быть организованы так, чтобы у пациента сложилось впечатление, что он выполняет их вместе с собакой. Другим видом упражнений является ситуация, когда пациент после задания может кормить собаку в качестве награды. Упражнения также распространены, когда терапевтические эффекты получаются путем простого ухода за собакой, то есть поглаживания, расчесывания, питья и т. д. Терапия собакой занимает около 45 минут, и они обычно запускаются один раз в неделю или два раза в месяц. Вначале происходит приветствие с собакой, затем выполняются упражнения, и, наконец, терапевт рекомендует успокаиватся и прощаться с собакой. Выполненные упражнения можно разделить с точки зрения терапевтических целей:
- Упражнения из физической сферы:
- Улучшение навыков ручной работы, например, кормление собаки ложкой, отстегивание и закрепление поводка, выливание воды из бутылки в миску, сбор разбросанных предметов, например миски;
- Улучшение мобильности, например, прохождение через материальный тоннель за или перед собакой, перемещение и под собакой, прыжки с препятствиями с собакой, бросание пищи или игрушек собаке;
- Упражнения в ментальной сфере, например, поглаживание собаки, расчесывание ее, обнимание, прислушивание к регулярному дыханию или сердцебиению собаки, укладка собаки на спину лежащего человека, имитация поведения собаки;
- Упражнения из сферы образования, например, указание и подсчет частей тела собаки и отображение их у себя дома или другого лица, определение того, для чего предназначен объект, сопоставление объектов парами с точки зрения цветов, форм или размеров. Награда за хороший ответ — это, например, кормление собаки или прогулки по комнате с ним;
- Упражнения из социальной сферы, например, уход за собакой вместе с другим человеком, совместное выполнение упражнений.
Следует помнить, что терапевт выбирает упражнения и их трудности в зависимости от пациента и его инвалидности, а также многих других факторов.
Распространение в России
В Москве есть несколько центров, наиболее известный центр «Солнечный пес». Под руководством лабрадоров ежегодно на выставках выступают дети с различными заболеваниями, показывая очень яркие и насыщенные номера. В Санкт-Петербурге канистерапевты предпочитают использовать для работы ризеншнауцеров.
А в Обнинске, что в Калужской области, функционирует центр «Радуга», где оказывают помощь беспородные собаки (дворняжки).
Во многих крупных городах практикуют лечение собаками. Мурманск, Омск, Новосибирск, Рязань, Владивосток, Екатеринбург — это далеко не полный список городов, где готовы оказать помощь «лохматые доктора».
Заключение
Канистерапия является одним из наиболее часто используемых методов для дополнения реабилитации с использованием животных. Во время занятий пациент выполняет упражнения вместе с собакой или в его присутствии, что дает ему мотивацию и открывает контакты с другими людьми. Лечения из собаками приносит очень хорошие терапевтические результаты в работе с людьми разных типов и степеней инвалидности, улучшая их навыки в области физического, умственного, образовательного или социального. Занятия проводятся обученным терапевтом, который может выполнять соответствующие упражнения через игру. Собака правильно подобрана и обучена таким образом, чтобы быть терпеливым и в то же время абсолютно послушным терапевту. Собака не оценивает пациентов, безоговорочно принимающих все свои преимущества и недостатки.